ЕГЭ 2025. Экзаменационная работа состоит и з двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2025 год.
В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
1. Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Чередование фаз быстрого и медленного сна.
2. Испытуемый в течение 30 минут получал анаэробную нагрузку на тренажере. Как при этом в мышцах испытуемого изменилось содержание гликогена и лактата? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
3. Определите общее количество макроэргических связей в молекулах АТФ, синтезированных в процессе гликолиза двух молекул глюкозы. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Какова вероятность (%) рождения гомозиготного потомка при скрещивании растений гороха из чистых линий с пурпурными и белыми цветками? Ответ запишите в виде числа.
5. Каким номером на схеме показана хиазма?
6. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Особенностями воды, важными для функционирования живых организмов, являются: 1) полярность молекулы 2) внутримолекулярные водородные связи 3) гидрофобность 4) высокая теплоемкость 5) повышение плотности при замерзании 6) высокая температура кипения.
8. Установите последовательность процессов клонирования млекопитающих путем трансплантации ядер. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) извлечение диплоидного ядра из клетки 2) дробление зиготы и формирование бластоцисты 3) имплантация донорского ядра в денуклеированную яйцеклетку 4) выделение соматической клетки млекопитающего 5) помещение эмбриона в матку суррогатной матери.
9. Каким номером на рисунке отмечен признак, позволяющий отнести подорожник к классу Двудольные?
10. Установите соответствие между характеристиками и классами Покрытосеменных растений, признаки которых обозначены на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) цветки чаще имеют двойной околоцветник Б) проводящие пучки открытые — содержат камбий В) цветки чаще всего трехчленные Г) включает семейство Сложноцветные Д) наиболее характерная жизненная форма — травы Е) включает семейство Лилейные.
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Особенности органов чувств млекопитающих, отличающие их от представителей других классов: 1) колбочки в сетчатке 2) три слуховые косточки 3) двойная аккомодация 4) развитые ушные раковины 5) плохо развитое обоняние 6) вибриссы для осязания.
12. Установите последовательность систематических групп, начиная с самого высокого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Двукрылые 2) Овод бычий 3) Членистоногие 4) Оводы 5) Насекомые 6) Животные.
13. Какой цифрой на рисунке обозначен отдел вегетативной нервной системы, стимулирующий выброс адреналина надпочечниками?
14. Установите соответствие между характеристиками и отделами вегетативной нервной системы, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
15. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Подвижно сочленяются следующие кости: 1) теменная и затылочная 2) бедренная и большеберцовая 3) подвздошная и седалищная 4) плечевая и лопатка 5) фаланги большого пальца 6) височная и скуловая.
16. Установите правильную последовательность движения молекулы углекислого газа, образовавшейся в ходе энергетического обмена, в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) легочный ствол 2) капилляры скелетных мышц 3) бронхиолы 4) митохондрии мышечных волокон 5) легочные капилляры 6) правое предсердие.
17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны верные описания концепции биохимической эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1)Жизнь на планете возникала неоднократно при наличии необходимых питательных веществ для развития организмов. (2)Возникновение жизни происходило в условиях бескислородной атмосферы и проникновения ультрафиолета к поверхности Земли. (3)Из образованных абиогенным путем простых органических веществ синтезировались биополимеры. (4)Первые этапы абиогенного синтеза биохимически важных соединений можно смоделировать в лабораторных условиях. (5)Не исключается, что микроорганизмы могли быть занесены на Землю из других областей Вселенной. (6)Концепцию биохимической эволюции опровергли опыты Л. Пастера.
18. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Характеристиками экологической ниши волка европейского являются: 1) является консументом I порядка 2) относится к семейству Псовые 3) конкурирует с тигром, медведем, росомахой 4) охотится на мелких и крупных животных 5) достигает массы 70 кг 6) непосредственным врагом является человек.
19. Установите соответствие между характеристиками и участками спектра солнечных лучей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) имеют наибольшую длину волны Б) источник тепла для живых организмов В) обеспечивают синтез витамина D Г) источник энергии для реакция фотосинтеза у высших растений Д) большая часть задерживается озоновым экраном Е) обеспечивают возбуждение колбочек сетчатки.
20. Рассмотрите рисунок. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка. Список элементов: 1) концепция естественного отбора 2) ЭПС и комплекс Гольджи 3) концепция симбиогенеза 4) пластиды и митохондрии 5) собственный синтетический аппарат органелл 6) пероксисомы 7) концепция аутогенеза 8) мембраны из фосфолипидов в органеллах.
21. Проанализируйте таблицу «Биологические показатели дерновоподзолистой почвы, загрязненной нефтепродуктами». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. 1) Рост концентрации нефтепродуктов вызывает снижение активности почвенной каталазы. 2) Снижение целлюлозолитической активности почв при загрязнении нефтепродуктами вызвано снижением численности грибов, синтезирующих целлюлазы. 3) Численность грибов в несколько раз превышает численность бактериальной почвенной микрофлоры. 4) Численность актиномицетов при разных уровнях загрязнения нефтепродуктами выше, чем других форм бактерий. 5) Содержание микроорганизмов в дерново-подзолистой почве снижается при повышении концентрации нефтепродуктов.
22. Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему контрольной группе животных необходимо было вводить внутрибрюшинно физиологический раствор. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если животные в разных группах относились к разным линиям?
23. Для лечения какого эндокринного заболевания, судя по результатам эксперимента, можно использовать метформин? Ответ поясните. Какие гормоны в организме млекопитающих регулируют концентрацию глюкозы в плазме крови? Укажите не менее трех гормонов и направление их действия (повышение или снижение концентрации глюкозы).
24. На рисунках изображены ископаемый отпечаток и реконструкция животного (Pikaia gracilens), обитавшего около 508 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и в каком периоде существовал данный организм. Укажите тип, к которому можно отнести это животное. Какие структуры на поперечном срезе тела обозначены цифрами 1, 2, 3? Представители какого подтипа из современных организмов сохраняют структуру 2 на протяжении всей жизни?
25. При понижении температуры в клетках растений происходит превращение крахмала в сахарозу и повышение активности десатураз — ферментов, катализирующих превращение насыщенных жирных кислот в ненасыщенные. Какое адаптивное значение имеют описанные процессы для выживания растений в условиях низких температур? Аргументируйте свой ответ.
26. В так называемых зонах апвеллинга в Мировом океане происходит подъем глубинных вод, богатых биогенными элементами (азотом и фосфором), к поверхности. В этих акваториях располагаются главные рыболовные районы, имеющие наибольшую биологическую продуктивность. По какой причине глубинные воды имеют большее содержание азота и фосфора по сравнению с поверхностными? Какие организмы являются основными продуцентами в океанической экосистеме? Почему биомасса рыбы в зонах апвеллинга выше, чем в других районах Океана? Почему очень высокие концентрации азота и фосфора, поступающие в Океан со сточными водами, напротив, могут вызвать гибель рыбы в загрязненных районах?
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5′ концу одной цепи соответствует 3′ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′ к 3′ концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные участки — палиндромы, благодаря которым у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, с которой синтезируется фрагмент центральной цепи тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная): 5′-ГТГТЦЦТГАГЦТАЦАГГАЦТ-3′ 3′-ЦАЦАГГАЦТЦГАТГТЦЦТГЦ-5′ Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли тРНК. Определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в биосинтезе белка, учитывая, что антикодон равноудален от палиндрома. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
Вам будет интересно:
Новый тренировочный вариант №2 ЕГЭ по биологии 11 класс (задания и ответы)