Новый тренировочный вариант №2 ЕГЭ по биологии 11 класс (задания и ответы)

Автор

ЕГЭ 2025. Экзаменационная работа состоит и з двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.

Скачать тренировочный вариант ЕГЭ: Скачать
Или создайте свой оригинальный вариант: Перейти

1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живого» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин. Укус человека комаром, зараженным малярийным плазмодием.

2. Экспериментатор подверг культуру эпителиальных клеток мыши воздействию ультрафиолетовых лучей. Как в клетках изменилась частота повреждений ДНК и активность систем репарации ДНК? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

3. Фрагмент транскрибируемой цепи ДНК содержит 150 нуклеотидов с аденином. Определите количество нуклеотидов с тимином в цепи иРНК, синтезированной на матрице данного фрагмента ДНК. В ответ запишите только соответствующее число.

4. По изображенной на рисунке родословной определите вероятность (%) рождения ребенка без признака в браке, отмеченном цифрой 1. В ответе запишите только соответствующее число.

5. Каким номером на электронной микрофотографии отмечено место сборки субъединиц рибосом?

6. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Непрямое развитие: 1) сопровождается образованием плаценты 2) характерно для амниотов 3) наблюдается у большинства насекомых 4) всегда происходит без стадии куколки 5) является типом постэмбрионального развития 6) сопровождается формированием личинки.

8. Установите последовательность процессов применения гибридологического метода. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) отбор гомозиготных родительских особей 2) количественный учет потомков для определения фенотипического расщепления 3) скрещивание особей с альтернативными признаками 4) получение единообразного потомства 5) гибридизация особей из первого поколения.

9. Каким номером на рисунке отмечен орган, имеющий мускульный и железистый отдел?

10. Установите соответствие между характеристиками и органами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сфагновый мох: 1) имеет гаплоидные фотосинтезирующие клетки 2) может доминировать в экосистеме верховых болот 3) формирует споры из клеток гаметофита 4) в высушенном состоянии имеет высокую гидрофобность 5) способен к опылению в водной среде 6) производит подвижные сперматозоиды.

12. Установите последовательность систематических групп, начиная с самого высокого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Мальвовые 2) Дуриан цибетиновый 3) Растения 4) Дуриан 5) Покрытосеменные 6) Эукариоты.

13. Какой цифрой обозначен отдел головного мозга, который вместе с мозжечком образует задний мозг?

14. Установите соответствие между характеристиками и отделами головного мозга, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2 и 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой скелетной: 1) не содержит актиновых филаментов 2) входит в состав стенки пищевода 3) способна к автоматии 4) содержит одноядерные клетки 5) находится под контролем вегетативной нервной системы 6) состоит из веретеновидных клеток.

16. Установите правильную последовательность сосудов организма человека по возрастанию скорости тока крови. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) артериолы век 2) глазная артерия 3) аорта 4) капилляры век 5) общая сонная артерия 6) внутренняя сонная артерия.

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны верные описания процессов, происходящих в палеозойской эре. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1)В первой половине эры происходит освоение суши грибами, растениями, а затем и животными. (2)От одной из групп динозавров возникли птицы, теплокровность и способность к полету которых обусловили их широкое распространение. (3)В группе синапсид возникли ароморфозы, которые привели к появлению млекопитающих. (4)В каменноугольном периоде распространились сосудистые растения, сформировавшие густые леса из древесных хвощей, плаунов и папоротников. (5)Позже возникли первые семенные растения, которые получили преимущество после похолодания климата. (6)Во второй половине эры появляются покрытосеменные, которые впоследствии стали доминировать в растительном покрове.

18. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Гербициды в отличие от инсектицидов: 1) используются для борьбы с сорняками 2) влияют на консументов первого и второго порядка 3) действуют на продуцентов 4) используются против организмов второго трофического уровня 5) вызывают гибель организмов первого трофического уровня 6) применяются против насекомых-вредителей.

19. Установите соответствие между организмами и средами, в которых происходит их размножение: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

20. Рассмотрите рисунок. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

21. Проанализируйте диаграмму «Динамика рН мочи при приеме различных доз препарата Х». Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. 1) Прием препарата в дозе 100 мг вызывает более сильное закисление мочи по сравнению с приемом препарата в дозе 50 мг. 2) Препарат Х вызывает снижение содержания мочевой кислоты в моче. 3) Фармакологическое действие препарата длится около 360 минут. 4) При введении препарата в дозе 50 мг значение рН мочи возвращается к исходному спустя 6 часов. 5) При дозе 100 мг препарат Х вызывает изменение рН мочи на 0,8 единиц в течение двух часов.

22. Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?

23. У какой группы животных (контрольной или экспериментальной) масса тела через 10 дней после введения мелатонина оказалась выше? Аргументируйте свой ответ. Какой орган в организме крыс вырабатывает мелатонин? Почему было важно вводить мелатонин в одно и тоже время? Ответ поясните, исходя из основной физиологической функции этого гормона.

24. Рассмотрите кариограмму примата гамадрила (Papio hamadryas). Представителю какого пола принадлежит данная кариограмма? Ответ поясните. Какое нарушение можно обнаружить на данной кариограмме? К какому типу мутации относится данное нарушение? Укажите возможные причины появления такого нарушения с точки зрения формирования половых клеток и оплодотворения.

25. У дождевого червя (Lumbricus terrestris) основными продуктами азотистого метаболизма являются аммиак и мочевина, причем их соотношение может меняться в зависимости от условий окружающей среды. Как изменится соотношение выделяемого червем аммиака к мочевине, если перенести его из умеренно увлажненной почвы в сухую? Ответ поясните. Известно, что большая доля аммиака выделяется дождевым червем через кишечник с экскрементами. Какие органы червя обеспечивают выведение мочевины?

26. Понятие «эволюционный анахронизм» используется для обозначения особенностей ныне существующих видов, которые возникли как адаптация к взаимодействию с уже вымершими видами. Например, авокадо формирует мясистые плоды с жирной мякотью и очень крупными семенами. Обитающие в настоящее время в те же экосистемах, что и авокадо, животные поедают мякоть, но не могут проглотить семена растения. Каким термином обозначают совместную эволюцию видов в экосистемах? Почему описанные особенности авокадо невозможно объяснить в рамках взаимодействия с существующими видами, но можно считать примером эволюционного анахронизма? Ответ аргументируйте.

27. У человека группа крови по системе АВ0 контролируется тремя аллелями одного гена: i0 , IA , IB . В одной из популяций частота аллеля IA составляет 0,3, а доля людей с четвертой группой крови — 6%. Определите частоту встречаемости людей с третьей и первой группами крови, если популяция находится в состоянии равновесия Харди-Вайнберга. Поясните ход решения.

28. У гороха кустистый стебель и белые цветки — рецессивные признаки. В анализирующем скрещивании растения гороха со стелющимся стеблем и окрашенными цветками получилось четыре фенотипические группы численностью 382, 378, 121, 119. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, численность потомков каждой группы. Определите тип наследования генов указанных признаков и расстояние (в %) между локусами данных генов.

 

 
Вам будет интересно:

Новый тренировочный вариант №1 ЕГЭ по биологии 11 класс (задания и ответы)

Поделиться:

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.