МЦКО. Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федеральной образовательной программы начального общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.
Купить официальные варианты МЦКО 2024-2025 учебного года
Официальная демоверсия МЦКО: Скачать в PDF
Описание МЦКО: Скачать в PDF
3. Условия проведения проверочной работы
При организации и проведении работы необходимо строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Проверочная работа проводится в компьютерной форме. Дополнительные материалы и оборудование: наушники для прослушивания аудиозаписи.
4. Время выполнения проверочной работы
Время выполнения проверочной работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
5. Содержание и структура проверочной работы
Каждый вариант проверочной работы состоит из 11 заданий. Проверочная работа содержит задания, направленные на проверку знания содержания текстов произведений, изученных в рамках курса, на проверку знаний литературоведческих терминов, а также на выявление умений интерпретировать художественный текст.
Распределение заданий по блокам проверяемых умений
1. Владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения
2. Определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи
3. Понимать смысловое наполнение теоретиколитературных понятий и учиться использовать в процессе анализа и интерпретации произведений такие теоретико-литературные понятия, как художественная литература и устное народное
творчество, проза и поэзия, художественный образ, литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня), тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей, портрет, пейзаж, художественная деталь, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория; ритм, рифма
Блок курса литературы Количество заданий
1. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. И.А. Крылов. Басни (три по выбору), например «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица». Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Юмористические рассказы отечественных писателей
XIX–XX вв. А.П. Чехов (два рассказа по выбору), например «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и другие. М.М. Зощенко (два рассказа по выбору), например «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и другие. В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»
2. А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и другие, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Н.А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети», «Школьник», поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ вв. о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов), например стихотворения А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Ю.П. Кузнецова
6. Порядок оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–3, 7 и 11 ставится 1 балл. Задания 4–6, 8–10 оценивается 2 баллами. Максимальный балл за выполнение всей проверочной работы – 17 баллов