Сочинение ОГЭ по тексту Ю.М. Нагибина «В нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым»

Автор

При подготовке к ОГЭ по русскому языку в 2025 году ученикам 9-го класса предстоит выполнить 13-е задание — написать сочинение-рассуждение. Им нужно будет определить понятие «дружба» и прокомментировать его, ответив на вопрос, заданный в теме сочинения.

Для подкрепления своих мыслей следует привести два примера. Один должен быть взят из прочитанного текста, а другой — из личного опыта.

Текст Ю.М. Нагибина

(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика. (5)Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся вместе с ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства.

(7)На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне Павлика. (8)Его нравственный кодекс был строже и чище моего. (9)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (10)Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. (11)На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. (12)Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. (13)Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

(14)Как раз перед этим я пропустил несколько дней и не знал о домашнем задании. (15)Поначалу всё шло хорошо: я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил предлоги, прочёл текст и пересказал его. – (16)Прекрасно, – поджала губы Елена Францевна. – (17)Теперь стихотворение. – (18)Какое стихотворение? – (19)То, которое задано! – отчеканила она ледяным тоном. – (20)А вы разве задавали? – (21)Привык на уроках ворон считать! – завелась она с пол-оборота. – (22)Здоровенный парень, а дисциплина… – (23)Да я же болел! – (24)Да, ты отсутствовал. (25)А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило? (26)Взял бы да и сказал: не хватило. (27)Ну что она могла мне сделать? (28)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. (29)Забыл, наверное. (30)Я так и сказал Елене Францевне. – (31)Встань! — приказала Павлику «немка». – (32)Это правда? (33)Он молча наклонил голову. (34)И я тут же понял, что это неправда. (35)Как раз о немецком я его не спрашивал…

(36)Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. (37)Он слушал её молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось. (38)Спустив пары, «немка» угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор… (39)Я получил «отлично». (40)Вот так всё и обошлось. (41)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика, к моему удивлению, не оказалось рядом. (42)Он сидел за пустой партой далеко от меня. – (43)Ты чего это?.. (44)Он не ответил. (45)У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой. (46)Я никогда не видел Павлика плачущим. (47)Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал. – (48)Брось! – сказал я. – (49)Стоит ли из-за учительницы? (50)Он молчал и глядел мимо меня. (51)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (52)Его предал друг.

(53)Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду. (54)Никому не хочется признаваться в собственной низости. (55)Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. (56)Ну покричала на него «немка», подумаешь, несчастье! (57) Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?.. (58)И всё же, окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня? (59)Нет! (60)Он скорее проглотил бы собственный язык. (61)Когда прозвучал звонок, я подавил желание броситься к нему, признавая тем самым свою вину и готовность принять кару. (62)Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе, хотя Павлик не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.

По Ю.М. Нагибину Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Сочинение №1

Дружба — это невероятное везение, ведь это такие отношения, где тебя всегда поддержат и поймут. Однако иногда случается нечто, что может разрушить эту связь. Что же это? С одной стороны, это наше собственное несовершенство, а с другой — недостатки другого человека. Примеры из текста и читательского опыта подтверждают эту позицию.

В рассказе Ю.М. Нагибина мы видим, как дружба едва не рухнула из-за подлого поступка рассказчика. Он пытался оправдаться, но потом понял, что если бы на его месте оказался Павлик, он бы не стал его другом. «И всё же, окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня? Нет! Он скорее проглотил бы собственный язык», — осознал рассказчик. Здесь мы видим, что нравственное несовершенство одного из друзей становится причиной разрыва их отношений.

Духовная требовательность также присуща Петру Гринёву — главному герою романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вначале он подружился со Швабриным, но подлое поведение нового товарища привело к дуэли. Швабрин потерял друга, потому что не имел высоких нравственных принципов, а Гринёв не мог смириться с неуважением к себе и своей возлюбленной.

Таким образом, настоящая дружба возможна только тогда, когда люди достигают высокого уровня духовного развития, избавляются от своих недостатков и стремятся к нравственному совершенству. В противном случае она легко может разрушиться.

Сочинение №2

Дружба — это дар судьбы, ведь её легко разрушить. Что может этому способствовать? С одной стороны — наши собственные недостатки, с другой — слабости других людей. В этом можно убедиться, рассмотрев несколько примеров.

В отрывке из произведения Ю.М. Нагибина мы видим, как дружба чуть не рухнула из-за подлого поступка рассказчика. Он старался оправдаться, но потом осознал: «И всё же, окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня? Нет! Он скорее проглотил бы собственный язык». Эти слова показывают, что нравственные изъяны рассказчика стали причиной того, что его дружба с Павликом оказалась под угрозой.

Духовная требовательность также свойственна Петру Гринёву, главному герою повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Сначала он подружился со Швабриным, но подлое поведение товарища привело к дуэли. В итоге Швабрин потерял друга, потому что не обладал необходимыми нравственными принципами, в то время как Гринёв не мог смириться с неуважением к себе и своей возлюбленной.

Настоящая дружба возможна лишь тогда, когда люди достигают высокого уровня духовного развития, избавляются от своих слабостей и стремятся к нравственному совершенству.

Сочинение №3

Дружба — это особые отношения между людьми, основанные на взаимном интересе, доверии, понимании и верности. Предательство и недопонимание могут разрушить эти связи.

Пример из текста Нагибина Ю. М. иллюстрирует эту мысль. Главные герои были неразлучны, но их дружба закончилась из-за предательства. На уроке рассказчик не знал стихотворение, которое нужно было выучить. Он свалил вину на друга Павлика и сказал, что это тот не предупредил его. Учитель отругала Павлика, и он перестал общаться с рассказчиком. Их дружбу разрушило предательство.

Из личного опыта могу добавить, что в 5 классе у меня была подруга Марина. Мы хорошо общались, но со временем её интересы изменились. Она начала проводить время со старшеклассниками, которые курили за гаражами. Я пыталась её отговорить, но она не слушала. Я отказалась присоединиться к ним, и мы перестали общаться. Наша дружба распалась из-за разницы в интересах. Я не жалею о том, что это произошло, ведь позже я нашла настоящих друзей.

Таким образом, дружба может разрушиться из-за предательства, обмана, недопонимания или разных интересов. Берегите своих друзей!

Сочинение №4

Дружба — это особые отношения между людьми. Их легко разрушить неправильным и отталкивающим поведением, которое делает дружбу невозможной.

В рассказе Ю. Нагибина хрупкость дружбы проявляется в отношениях Павлика и автора. На уроке немецкого языка герой переложил вину на товарища, когда выяснилось, что тот не выучил домашнее задание. Павлик обиделся и пересекся, посчитав этот поступок предательством. Автор не мог избавиться от мысли: «А если бы на моем месте был Павлик, назвал бы он меня? Нет. Он бы скорее замолчал навсегда». Так подлый и эгоистичный поступок положил конец их дружбе.

Отталкивающее поведение стало причиной разрыва дружбы между героями произведения А.С. Пушкина «Дубровский». Псарь Троекурова публично высмеял друга Дубровского, а Кирила Петрович не вступился за него. Дубровский был оскорблен и не простил такого унижения. Троекуров же не попытался извиниться. Упрямство обоих персонажей привело к конфликту: друзья стали врагами. Дружба разрушилась из-за эгоизма, безответственности и подлого поведения Троекурова.

Дружба может быть крепкой и длиться всю жизнь. Но она не выдержит, если люди будут думать только о себе и не заботиться друг о друге.

Сочинение №5

Дружба — это искренние и бескорыстные отношения, построенные на любви, доверии и общих интересах. Однако, как показывает опыт, такие связи могут легко разрушиться из-за обмана или предательства, о чем пишет Ю.М. Нагибин.

Павлик и рассказчик были давними друзьями, но ложь рассказчика мгновенно изменила их отношения. Павел, оскорбленный враньем, не захотел больше иметь с ним ничего общего. Он был глубоко разочарован, узнав, что человек, которому он доверял, предал его ради незначительной выгоды.

Но не только ложь может разрушить дружбу. В книге М.Н. Алексеева «Драчуны» показано, как подлость других людей может привести к разрыву. Одноклассник подстроил драку между рассказчиком и Ванькой, заставив их обвинить друг друга в агрессии. В пылу битвы они перестали искать правду и стали врагами.

Таким образом, даже мелкие поступки, такие как ложь, наговор или подлость, могут быстро разрушить дружбу, которая строилась годами.

 

Вам будет интересно:

Поделиться:

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.