Официальный демонстрационный вариант. ВПР 2025 начнутся 11 апреля и продлятся до 16 мая. Школы самостоятельно выбирают дату проведения ВПР. Ниже представлены готовые тренировочные варианты ВПР текущего года со всеми изменениями и критериями оценки.
1. 1,4-диметилбензол – ценный углеводород. Его получают переработкой нефти и применяют для производства некоторых пластмасс.
а) Составьте молекулярную формулу этого вещества.
б) Составьте структурную формулу этого вещества.
2. Для выполнения заданий 2–4 используйте вещества, структурные формулы которых приведены ниже:
а) Из приведённых веществ выберите два вещества, которые являются изомерами.
б) Из приведённых веществ выберите два вещества, которые являются гомологами.
Запишите в таблицу структурные формулы соответствующих веществ.
3. Выберите из приведённых веществ предельный неразветвлённый углеводород и запишите структурную формулу продукта его изомеризации при нагревании в присутствии AlCl3.
1) Предельный неразветвлённый углеводород:
2) Продукт изомеризации:
4. Выберите из приведённых веществ самый ненасыщенный углеводород и запишите структурную формулу продукта его взаимодействия с водой.
1) Самый ненасыщенный углеводород:
2) Продукт реакции с водой:
5. Ниже приведена схема (без коэффициентов) двух процессов, протекающих при химической переработке нефти, в которых участвует одно и то же исходное вещество. Установите молекулярные формулы веществ X и Y.
6. Формула X Формула Y Дана двухстадийная схема получения толуола:
Определите вещества X и Y, запишите их структурные формулы.
1) Структурная формула X:
2) Структурная формула Y:
7. В двух колбах находятся две жидкости: бензол и толуол. Укажите один реагент, с помощью которого можно различить эти жидкости.
8. Сжигание автомобильного топлива – один из основных антропогенных источников сернистого газа SO2 в атмосфере. Экономичный автомобиль расходует 6 литров бензина (плотность – 750 г/л) на 100 км пробега. Согласно экологическому стандарту ЕВРО-6, максимально допустимое содержание серы в автомобильном топливе равно 5 мг/кг. Определите объём сернистого газа (в пересчёте на н.у.), который выделится за 1000 км пробега автомобиля, использующего бензин ЕВРО-6. Для этого:
1) рассчитайте массу бензина, который сгорит за 1000 км пробега;
2) рассчитайте массу серы в сгоревшем бензине;
3) рассчитайте объём выделившегося сернистого газа (н.у.)
Запишите подробное решение в поле ответа
9. Одним из методов познания в химии является моделирование. Для описания веществ молекулярного строения используют шаростержневые модели, в которых атомы различных элементов изображают шарами разных цветов и размеров, а соединяющие их химические связи – палочками. На рис. 1 и 2 приведены шаростержневые модели молекул двух веществ, одно из которых – углеводород, а другое состоит из углерода, водорода и кислорода.
10. Каким веществам из приведённого ниже перечня соответствуют эти модели? Запишите в таблицу названия этих веществ.
11. Уксусная кислота – один из важнейших продуктов химической промышленности. Один из способов её промышленного производства – взаимодействие метанола с оксидом углерода(II) в присутствии катализатора. Сколько килограммов уксусной кислоты можно получить из 200 кг метанола, если выход продукта реакции составляет 90 %?
12. Бутаналь – жидкое вещество, обладающее характерным запахом. Составьте структурные формулы бутаналя и продукта его взаимодействия с водородом.
1) Структурная формула бутаналя:
2) Структурная формула продукта реакции бутаналя с водородом:
13. Даны три ароматических вещества: толуол, фенол, анилин. Определите, способны ли эти вещества реагировать с соляной кислотой и раствором щёлочи. Заполните таблицу.
Реагирует с раствором HCl
Реагирует с раствором KOH
Не реагирует ни с раствором
HCl, ни с раствором KOH
15. Метилпропионат применяют в качестве растворителя для нитроцеллюлозы, а также как сырьё для производства лаков и красок. Метилпропионат в промышленности получают из этилена по приведённой схеме превращений:
1) Впишите в заданную схему превращений структурную формулу вещества Х, выбрав его из предложенного выше перечня.
2) Запишите название вещества Х.
3) Дайте полную характеристику второй реакции (присоединения, замещения, отщепления, каталитическая, некаталитическая)