Официальный демонстрационный вариант. ВПР 2025 начнутся 11 апреля и продлятся до 16 мая. Школы самостоятельно выбирают дату проведения ВПР. Ниже представлены готовые тренировочные варианты ВПР текущего года со всеми изменениями и критериями оценки.
1. Как называется раздел биологии, объектом изучения которого является изображённый на фотографии объект?
1) орнитология
2) териология
3) герпетология
4) энтомология
2. На рисунке изображена мышечная ткань. Выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к характеристике данной ткани. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным утверждениям.
1) Выполняет двигательную функцию.
2) Обеспечивает транспорт питательных веществ к другим тканям организма.
3) Клетки располагаются на большом расстоянии друг от друга в межклеточном веществе, состоящем из концентрически расположенных пластинок.
4) Клетки располагаются на большом расстоянии друг от друга в волокнистом межклеточном веществе.
5) Клетки ткани представляют собой многоядерные исчерченные волокна.
6) Клетки этой ткани могут возбуждаться и сокращаться.
3.1. Определите тип питания организмов, приведённых в перечне. Запишите цифры, под которыми указаны организмы, в соответствующую ячейку таблицы. Список организмов:
1) каштан конский
2) возбудитель чумы
3) малина обыкновенная
4) подберёзовик шахматный
5) мятлик луговой
6) шакал азиатский
3.2. Какой тип питания характерен для капустной белянки, изображённой на рисунке?
4. Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с наименьшей.
1) Отряд Пауки
2) Семейство Пауки-птицееды
3) Царство Животные
4) Класс Паукообразные
5) Тип Членистоногие
6) Подцарство Многоклеточные
5. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
5.1. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) клоака
2) лёгкое
3) зелёная железа
4) ганглий
5.2. Какая система обеспечивает реакции организма на внешние воздействия?
Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития острицы, и ответьте на вопросы.
6.1. Какой цифрой обозначен на рисунке орган человека, в котором обитает острица?
6.2. Можно ли заразиться острицами, если пить проточную воду из-под крана? Ответ обоснуйте.
7.1. Установите соответствие между характеристиками и типами беспозвоночных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ
А) наличие стрекательных клеток
Б) симметрия тела двусторонняя
В) способность к регенерации
Г) тело, состоящее из трёх слоёв
Д) половое и бесполое размножение
Е) наличие систем органов
1) Кишечнополостные
2) Членистоногие
10. Рассмотрите изображённое на рисунке животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного. Укажите среду обитания животного.
11. Рыбы – водные обитатели, дышащие жабрами и передвигающиеся с помощью плавников. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этих животных.
1) Тело покрыто костными чешуями.
2) В сердце рыб венозная кровь.
3) Поступательное движение происходит с помощью хвостового плавника.
4) Грудные и брюшные плавники помогают рыбе поворачивать.
5) Рыбы – раздельнополые животные.
6) Газообмен происходит в жаберных лепестках.
12.1. Установите соответствие между плавниками
рыбы, обозначенными буквами (А–Д) на
рисунке, и их названиями.
Список названий:
1) грудной
2) спинной
3) анальный
4) брюшной
5) жаберный
6) хвостовой
12.2. Напишите название типа положения рта у рыбы, изображённой на рисунке. Какой тип питания характерен для рыб с таким положением рта?
13.1. Рассмотрите рисунок. Как называется часть осевого скелета рыбы, которая на рисунке обозначена цифрой 1?
13.2. Установите соответствие между элементами скелета, обозначенными буквами (А–В) на рисунке, и их названиями. Список названий:
1) жаберная крышка
2) кости нижней челюсти
3) хвостовой отдел позвоночника
4) туловищный отдел позвоночника
14.1. Какой цифрой на рисунке обозначено сердце рыб?
14.2. Как называются сосуды, по которым кровь течёт от сердца рыб?
14.3. Сколько камер в сердце у рыб? Ответ запишите цифрой.
15.1. Какой буквой на рисунке обозначена дыхательная система рыб?
15.2. У многих рыб есть плавательный пузырь. Какие действия может совершать рыба благодаря этому органу?
16.1. На рисунке представлена пищеварительная система рыбы. Установите соответствие между отделами пищеварительной системы, обозначенными буквами (А–Д) на рисунке, и их названиями. Список названий:
1) печень
2) желудок
3) пищевод
4) глотка
5) кишечник
6) поджелудочная железа
16.2. Какую функцию выполняет печень и какую функцию выполняет тонкий отдел кишечника? Для каждого отдела укажите одну его функцию.
16.3. Укажите две особенности внутреннего строения рыб, которые являются приспособлениями к водному образу жизни.
17. Рыбы – важнейший элемент водных сообществ. Какое значение они имеют в жизни человека? Напишите три значения.