ЕГЭ 2025. Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).
Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2025 год.
В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
Скачать тренировочный вариант: Скачать
Во время битвы за Сталинград каждый жилой дом становился оборонительной крепостью, из которой вели боевые действия. Двадцать седьмого сентября сорок второго года группа разведки, состоящая из четырёх человек, во главе с Я. Ф. Павловым, выбив из жилого четырехэтажного дома немцев, стала держать в нем оборону. Проникнув в здание, группа обнаружила там мирных жителей, которые всеми силами пытались удерживать дом около двух суток. Продолжалась оборона немногочисленным отрядом три дня, потом подоспело подкрепление. Теперь их стало двадцать четыре. Совместными усилиями солдаты укрепили оборону всего здания.
Саперы заминировали все подходы к постройке. Была прорыта траншея, через которую велись переговоры с командованием, и доставлялось продовольствие с боеприпасами. Дом Павлова в Сталинграде продержал оборону почти два месяца. Все два месяца немцы усиленно атаковали здание. Они совершали по несколько контратак за день и даже несколько раз прорывались на первый этаж. Наши бойцы отважно держали оборону, поэтому захватить дом целиком противнику так и не удалось. Для тех, кто незнаком с историей Великой Отечественной войны, стандартный четырехэтажный жилой дом, стоящий в центре города Волгограда по улице Советской, покажется ничем не примечательным строением. […] именно он стал символом несгибаемости и беспримерного мужества солдат и офицеров Красной Армии в тяжелые годы гитлеровского нашествия.
1. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите этот союз.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВРЕМЯ. То же, что досуг. Нет времени для прогулок.
2) ДЕЙСТВИЕ. Война, операции действующей армии. Театр военных действий.
3) ГРУППА. Совокупность людей, объединённых общими интересами, видами деятельности и т. д. Волонтёрская группа.
4) СИЛА. Могущество, власть, авторитет. Сила государства. Сила коллектива. Новая группа стала приобретать в уезде силу и значение.
5) ПОДХОД. Совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела). Правильный подход к делу. К человеку надо уметь найти подход.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Синтаксис текста представлен активным использованием обособленных членов предложения (причастных и деепричастных оборотов), сложных предложений с разными видами связи между частями. Наряду с этим довольно широко используются простые неосложнённые предложения, придающие динамику повествованию.
2) Морфологическим признаком текста является частое употребление кратких страдательных причастий.
3) Для текста характерна функция воздействия на читателя через яркий художественный образ.
4) Задача автора текста – рассказать о подвиге защитников дома Павлова в Сталинграде.
5) Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», в нем передается фактологическая информация.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) укрАла
2) клалА
3) звОнит
4) прИняли
5) сливОвый (сок).
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Технология ВЫРАЩИВАНИЯ клубники имеет свои особенности. Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство. Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки. М. Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы. Мне дорог и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЛЖЁТЕ ВЕКТОРЫ движения у ОБОИХ учеников в ТЫСЯЧА девяностом году с днём РОЖДЕНИЕМ.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ш..рстка, прош..л, щ..чки (пухлые)
2) ц..корий, ц..линдр, оц..пенеть (от страха)
3) ц..кличность, ц..ремония, ц..йлонский
4) нав..вать (грусть), обв..вать (ствол дерева), разв..вающийся (на ветру)
5) обн..жённый, провозгл..сить, обр..мление.
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) об..греться, пр..питанный, пр..сматривать (статью);
2) про..грать, с..змала, дез..нфекция;
3) ра..мешать, бе..численный, и..чезнуть;
4) пр..старелый, пр..открыть, пр..вокзальный;
5) нед..варить, п..краска, п..дкова.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выносл..вый, рис..вать 2) подразум..вать, намер..ваться
3) раскра..вать, студенч..ство
4) милост..вый, юрод..вый
5) подмарг..вающий, дел..вой.
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (травы) колыш..тся, противореч..щий
2) выгляд..шь, обид..вшийся
3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый
4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)
5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся.
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Дачи обыкновенно снимают ранней весной, а (НЕ)ГЛУБОКОЙ зимой.
2) На эстраде она казалась громоздкой и даже (НЕ)УКЛЮЖЕЙ.
3) Перпендикулярно к огромному окну с синими шторами стоял ничем (НЕ)ПОКРЫТЫЙ письменный стол.
4) Особенности правового положения некоммерческих организаций должны определяться законом о взаимном страховании, который пока (НЕ)ПРИНЯТ.
5) Перед ними был широкий ров, некогда наполненный водой, а теперь почти сплошь сухой: в замке (НЕ)ДОСТАВАЛО воды.
14. Укажите варианты ответов, в котором все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Точно ТАК(ЖЕ), как и наши родители, мы ТО(ЖЕ) мечтали о великих свершениях.
2) Мы хотели вырасти и сделать ТО(ЖЕ) самое, нам ТАК(ЖЕ) хотелось повидать дальние страны.
3) ЗА(ТЕМ) нас повели в демонстрационный зал, и сотрудники следили ЗА(ТЕМ), чтобы мы ничего не фотографировали.
4) (НА)ДОМ было задано выучить (НА)ПАМЯТЬ понравившиеся строфы поэмы.
5) ПО(ТОМУ), как он увлёкся, было видно, что он всерьёз рассматривает предложение работать (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Он молча слушал, облокотившись на лакирова(1)ый столик, и я со страхом ожидал признаков раздражения или прямой злости на его лице. Но его глаза были утомлё(2)о суже(3)ы, устремле(4)ы куда-то вдаль, будто он и впрямь видел над по-верхарновски чёрными фабричными трубами революцио(5)ый рассвет; и даже расслабле(6)ые пальцы руки его выражали глубокое огорчение, почти нескрываемую боль.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На столе лежали как журналы и газеты так и книги.
2) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.
3) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.
4) Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.
5) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я без особого труда дотянулся до перил (1) покрытых слоем пыли (2) и (3) убедившись в их надёжности (4) стал медленно подниматься по лестнице.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Сидел я вот так в своей конуре, и (1) знаете (2) надоело. Решил тряхнуть стариной – и тряхнул. Так тряхнул, что по всему миру пыль пошла!.. Да-с. Вам (3) простите (4) спешить сейчас некуда? Вот и отлично. Тогда и начнем по порядку. Я в ту пору (5) конечно (6) был помоложе, но не так, чтобы вовсе мальчишка. Нет. И опыт был за плечами, и годы. Так сказать (7) стреляный воробей, на хорошем счету, с положением, и (8) скажу вам не хвастаясь (9) по заслугам. При таких обстоятельствах я мог бы получить в командование самый большой пароход. Но в то время самый большой пароход был как раз в плавании, а я ждать не привык, плюнул и решил: пойду на яхте.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В тот день она повела меня завтракать в китайский ресторан (1) где мы засиделись часов до четырёх (2) а в пятницу же она повезла меня за город, к себе на ферму (3) где жила (4) и показала мне фотографии (5) среди (6) которых (7) я узнала и те (8) что видела когда-то.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Наблюдавший за разгрузкой судна сотрудник таможни заметил (1) что (2) когда из трюма стали поднимать контейнеры (3) то на некоторых из них оказались сорванными печати (4) что было сочтено нарушением условий перевозки.
Вам будет интересно:
ЕГЭ по русскому языку 11 класс 2025. Новый тренировочный вариант №7 (задания и решения)